Проекты

Спортивный комментатор: чудо профессии (журнал «Фигурное катание»)

август 2009 года

Раздел: «Интерпретация»

Три «кита» комментаторского цеха России — Николай Попов, Василий Соловьев и Дмитрий Губерниев поделились секретами своего мастерства и рассказали, как надо и не надо, по их мнению, комментировать

— Уважаемые коллеги, расскажите для начала, кто такой спортивный комментатор? Какую важную функцию он выполняет?

Василий Соловьев: Комментатор — это человек, который умеет рассказывать. Тяжело нам, комментаторам фигурного катания! Надо столько всего знать (смеется). Тяжело и легко одновременно. Мне очень повезло, потому что нашей профессии невозможно научиться. Это либо дано, либо нет.

—Что является признаком комментатора высокого класса? Достаточно ли знания всех тонкостей фигурного катания, его специфики, чтобы сделать классный репортаж?

Дмитрий Губерниев: Помимо того, что комментатор должен быть хорошо осведомлен о бэкграунде фигурного катания (который предполагает знание всех элементов, ориентировку в системе оценок и т.п.), он должен знать всё о тренерах, фигуристах, о той музыке, которая звучит на льду. в том числе, каким образом проходил ее выбор, как она рождалась. Только обладая полным набором знаний, может получиться очень насыщенный, крепкий репортаж. Я готовлюсь к трансляциям всегда. Потому что есть обязательная каждодневная подготовка к работе.

Василий Соловьев: Если говорить о таких людях, как Татьяна Анатольевна Тарасова, то она может комментировать фигурное катание как угодно. Потому что, что бы она ни сказала, это все равно имеет вес. Как человек, который формирует фигурное катание, Тарасова может поворачивать общественное мнение вспять. Что касается нас, скромных служителей комментаторского искусства, я считаю, нужно стараться почувствовать то, что происходит на льду.

Николай Попов: Комментатор должен уметь выдерживать свою роль — быть посредником между спортивным событием и зрителем. Работая в тандеме с Еленой Анатольевной Чайковской, я пытаюсь сделать так, чтобы она рассказала что-то интересное. Потому что зрителю, конечно, интересна она, а не я. Специалист должен указывать на ошибки, недочеты, чтобы было понятно, почему, к примеру, две танцевальные пары одинакового уровня получают разные оценки. Почему кто-то первый, а кто-то — второй.

— Вы очень разные комментаторы и по-разному ведете репортажи. Фигурное катание — очень эмоциональный вид спорта. Если некий идеал, к которому надо стремиться в плане эмоций? Должен ли вообще комментатор их проявлять?

Василий Соловьев: Это приветствуется, но только в рамках. Поэтому нужно найти баланс. Если на льду эмоции бьют фонтаном, кто-нибудь рыдает, кричит — конечно, это нужно поддержать. но не обязательно самому заводиться и также себя вести. В особо волнующие моменты нужно помолчать, через себя все немножко пропустить, а затем как-то подчеркнуть.

Дмитрий Губерниев: Я эмоциональный комментатор. Но не потому, что так надо или я так хочу. Просто я сам по себе человек темпераментный. У меня есть эмоции, у кого-то их нет. Но практика показывает, что эмоциональный репортаж нравится зрителю больше.

Василий Соловьев: Вы правильно заметили — все мы разные. Я себя считаю, например, самым спокойным комментатором на свете (улыбается). Дмитрий, напротив, несет невероятный задор в репортажах, потому что на спортивном канале должен быть такой человек. И я восхищен. Я бы так не смог.

Николай Попов: Если следовать задаче любого спортивного репортажа, то комментировать надо эмоционально. Тем более фигурное катание, которое просто требует на мой взгляд, эмоционального ведения репортажа. Хотя я считаю, в какие-то моменты лучше молчать.

— Вы затронули один из самых важных и волнующих многих телезрителей вопрос — когда во время выступления комментатор должен молчать, а когда говорить?

Николай Попов: Об этом думаешь уже столько лет! Как говорить, о чем говорить, где молчать (улыбается). Четких критериев не существует. Встречается две крайности, в которые порой впадают комментаторы. В первом случае происходит так: как только музыка заиграла, всё — замолкаем, откатали номер — можно обсудить. Вторая крайность: так как фигурное катание — это вид спорта (это не балет и не спектакль), так как здесь идет спортивная борьба, в любой момент можно как-то отреагировать и обсудить всё, что происходит на льду. Не стоит впадать в крайности (смеется). Часто слышу претензии от телезрителей, что нельзя ничего говорить во время проката программы. Они, дескать, хотят насладиться музыкой и выступлением. Я хочу раскрыть маленькую тайну, которая не является таковой. Все очень просто: комментатор высокого класса замолкает, когда на льду происходит что-то невероятно интересное, что-то фантастическое, что трогает всех.

Дмитрий Губерниев: Мой девиз: молчи сдержанно! В своей работе я иногда применяю молчание как некую «фишку». Например, резко замолкаю на минутку. Раньше было очень тяжело сдерживаться, сейчас уже привыкаю (улыбается). А вспомните комментатора фигурного катания и футбола Георгия Георгиевича Саркисянца! Его коньком были паузы. Он молчал и делал это с блеском. В фигурном катании, на мой взгляд, интересно смотреть само фигурное катание. Если говорить о специфике этого вида спорта, я считаю, комментатор должен обращать внимание на ошибки. Без толку балаболить смысла нет, безусловно, но и молчать тоже не следует. Мне кажется, должны быть некие вставки. Например, точечный вариант комментария.

— Давайте поговорим о ляпах в эфире. Вы боитесь ошибаться? Если вдруг случается, как ведете себя?

Василий Соловьев: Я отношусь спокойно, если это случается на пятичасовой трансляции, например, когда я рассказываю огромное количество вещей. По этому поводу я не буду переживать. Другое дело, если это двухминутный выпуск новостей. Тут есть другой аспект: когда ты начинаешь красоваться, думать о том, как все замечательно идет, в этот момент можешь ляпнуть какую-нибудь ерунду. Поэтому расслабляться, заигрываться — опасно.

Дмитрий Губерниев: Комментаторские ляпы, как мне кажется, тоже входят в сферу интересов журналистской работы. Потому что не ошибаются в речи, наверное, только тот, кто молчит. Вообще, хороший ляп или оговорка — это украшение трансляции, которую смакуют, вспоминают, над ней смеются. Еще великий Николай Николаевич Озеров говорил, что, если ты допустил ошибку, незамедлительно нужно в этом признаться. Потому что она все равно станет достоянием общественности. От себя добавлю — тем более в наш век Интернета. Так что я полностью согласен с легендарным специалистом.

— Как вы относитесь к критике?

Василий Соловьев: Сложнее всего удержаться, чтобы не ответить (смеется). Потому что люди постоянно обсуждают. Но я не могу закрыться от болельщиков, телезрителей, какие бы мнения я ни встречал. Потому что у меня такой склад характера. Когда был молодым, было много всякой критики и насмешек. Мне так хотелось скорее стать взрослым и говорить о подрастающем поколении с отеческой заботой (смеется). Ну вот, могу сказать, что дождался. Чемпионка России в три раза младше меня! Ура!

Дмитрий Губерниев: Есть, конечно, люди, которым не нравится то, что я делаю. И слава Богу! Главное, чтобы не было равнодушных. Я же не пряник, чтобы всем нравиться. Я благодарен и тем, кому нравится моя работа, и тем, кто ее критикует. К аудитории нужно относиться с уважением. Псевдо постулат «публика — дура» совсем не для меня.

Николай Попов: Я давно перестал читать о себе и своей работе после одного случая. Мой коллега долго переписывался с одним фанатом. В один прекрасный день тот попросил его похлопотать за него на телеканале — уж очень хотелось ему быть комментатором. И когда коллега по каким-то причинам не смог выполнить просьбу, был по-хамски обруган с головы до ног. На этом их «дружба» закончилась (смеется).

— Как нужно вести репортаж с точки зрения этики? Комментатор должен быть беспристрастным?

Василий Соловьев: Все говорят, что должен. Но это абсолютно невозможно. У каждого человека есть ко всему какое-то отношение. Другое дело, если комментатор переходит грань, начинает валить спортсмена, говорить, что вот он там ничего не может и нечего на него смотреть. Мне кажется, надо сохранять нормальные человеческие отношения, свое лицо.

— Порой приходится вести репортаж не с места событий, часто в ночное время. С какими еще трудностями сталкивается комментатор в работе?

Василий Соловьев: Тяжело бывает, когда соревнования длятся долго (4-5 часов, например). На Олимпиаде в Стол-Лейк-Сити был просто сумасшедший график работы. Мы спали по два часа. Во время трансляций я стал не просто заговариваться, однажды я заснул на середине фразы! Буквально на секунду (смеется).

Дмитрий Губерниев: Главным недостатком является даже не то, что приходится работать ночью. Ты получаешь эмоциональный заряд от спортивного события такой силы, что и не думаешь, ночью это происходит или днем. Совсем другое дело — находиться в гуще событий. Это гораздо проще, приятнее, эффективнее. Впрочем, нашему поколению намного проще, чем советским комментаторам 70-80-х гг. В том смысле, что у нас есть палочка-выручалочка — Интернет.

— Что касается приглашенных экспертов, кто эти люди, по какому принципу идет выбор гостей?

Николай Попов: Хорошего сокомментатора найти нелегко. Во-первых, пригласить гостя не так просто по той простой причине, что практически все специалисты уезжают на место событий. Во-вторых, в связи с появлением ледовых шоу на первой и второй кнопках появилась четкая градация лиц. Это веяние нашего времени. И это всё очень непросто. К нам, на Шаболовку, например, не пойдет Александр Жулин, Илья Авербух, с которыми я в свое время вел интересные репортажи. Сейчас произошло совершенно четкое разделение. Ледовые шоу возникли в 2007 году, и сразу же грянул этот негласный раскол. Третья проблема состоит в том, что часто работать приходится ночью, а это не каждый выдержит.

Василий Соловьев: Я бы на каждую трансляцию кого-нибудь приглашал. Но, к сожалению, это невозможно. Лучше всех себя проявил Алексей Урманов, который с удовольствием влился в эту струю. Очень жаль, что нет возможности комментировать с ним постоянно, он очень занят тренерской работой. Обожаю Алексея Тихонова — очень интеллигентный человек. Незабываемой была работа с Еленой Чайковской, несмотря на то, что наш комментаторский дуэт распался. Татьяна Анатольевна со мной работает всегда, когда у нее есть время. С удовольствием отвечает на мои провокации, с юмором всё воспринимает.

Дмитрий Губерниев: Хочу добавить, что Николай Сергеевич, как человек, тонко чувствующий собеседника, со многими экспертами проводил отличные репортажи. И давно всем доказал, что может комментировать один. В этом сезоне для меня открылся Александр Гришин, как человек, который очень неплохо комментирует фигурное катание. Он сам катался на коньках и комментировал чемпионат мира и Европы очень интересно.

— Дмитрий, Вам довелось соприкоснуться с миром фигурного катания изнутри в проекте «Звездный лед». Как себя ощущали в роли комментатора шоу?

Дмитрий Губерниев: В рамках проекта это был так называемый комментарий шоу с элементами фигурного катания. Хотя без ложной скромности скажу, что многим действующим фигуристам и ветеранам этого вида спорта нравилось, что я делал. Задачу перед собой как комментатор я ставил такую: максимально интересно, полно и грамотно рассказать о событии.

— На Ваш взгляд, такого рода проекты нужны российскому телезрителю?

Дмитрий Губерниев: Раньше я очень негативно относился к подобным мероприятиям. Изменил свое отношение после того, как окунулся в самое чрево проекта «Звездный лед». Это очень доброе шоу. После завершения проекта в страны было продано большое количество коньков и, заметьте, маленьких размеров! А это означает, что дети пошли в спортивные секции. Другое дело, что если я хочу посмотреть именно Фигурное катание, я обращу свой взор в сторону соревнований. Потому что там — борьба. Именно там выступают выдающиеся фигуристы на разрыв аорты. И вот это «на разрыв аорты» происходит не в шоу, а исключительно на чемпионатах Европы, мира, олимпийских играх.

Кристина ПОЛЯКОВА

Все материалы раздела «Интервью»



И снова навигация

© 2007 Василий Соловьев. Все права защищены.

Создание сайта — Элкос