Проекты

Играют все! (журнал Golf Digest)

сентябрь 2009 года

Раздел: «Интервью»

Казалось, его будущее было расписано как по нотам: музыкальная школа, Музыкальное училище при Московской консерватории, даже армейская служба и та получилась с музыкальным «уклоном» – аккомпаниатор команды в спортивной роте Центрального спортивного клуба. И сегодня – он… комментатор, ведущий новостей спорта и автор программы «Гольф. Играют все!». Такой непредсказуемый Василий Соловьев.

Василий, как так получилось, что спорт стал делом жизни?

Вообще, если человек с четырехлетнего возраста занимается музыкой, то вероятность того, что его дальнейшая жизнь также будет связана с музыкой, очень велика. Но видимо где-то свыше мне был предопределен другой путь. К слову, и на телевидении я тоже не «посторонний». В первую очередь благодаря маме — Наталии Сергеевне, работающей в спортивной редакции на ТВ столько, сколько мне лет, а еще тете, которая также связана с телевидением. Собственно говоря, мама и позвала меня на телевидение, мол, приходи, все равно летом нечем заниматься. При том, что о спорте я вообще мало что знал. Например, переводя текст для программы о футболе, я понятия не имел об одном из лучших форвардов — португальце Эйсебио Феррейра да Сильва, поэтому, с легкостью «окрестил» его Юзебиус. Но в итоге сказались гены — все мои родственники еще и спортсмены — так что шансов остаться в стороне от спорта не было!

Одно из стихотворений американской поэтессы Эмили Дикинсон начинается со слов «Расскажи всю правду, но расскажи ее постепенно…». В чем главный секрет профессии комментатора? Постепенно рассказывать правду?

За пятнадцать лет работы в спортивной редакции НТВ у меня выработался некий политический свод правил. Поясню. Я далек от мысли, что могу сглазить чью-то игру или испортить комментарием выступление фигуриста, бильярдиста или гольфиста, тем более что зачастую соревнования приходится комментировать в записи. Мои «политические» устремления нацелены на взаимодействие со зрителями. Быть честным, открытым, человечным, уметь контролировать эмоции. Конечно, иногда накал страстей берет вверх, но это ненадолго, после чего я опять разговариваю в нормальном тоне и темпе. Более того, если на стадионе, корте, льду творится что-то невообразимое, считаю, что ты не должен еще больше нагнетать, ведь вокруг и так все возбуждены. Дай людям самим порадоваться! Словом, больше думаю о том, чтобы находиться со зрителем в гармонии.

Но ведь бывает, что происходящее, прямо скажем, наводит откровенную скуку и говорить о накале страстей не приходится. Как поступаете в такой ситуации?

Пожалуйста, очень показательный случай. Во время недавней трансляции British Open в какой-то момент режиссер и оператор начали пристально следить за одним гольфистом, выполнявшим патт. Погода была ветреная, поэтому игрок долго готовился к удару: выжидал, пока мяч перестанет «дрожать». Представьте себе, крупный план, мяч на грине. Пять секунд, десять… ничего не происходит. А надо ведь что-то говорить. Когда происходит подобная ситуация, все затягивается или просто неинтересно, то это всего лишь тест, насколько ты интересный собеседник и насколько ты можешь включить свое чувство юмора и разрядить обстановку. Надеюсь, что я справляюсь.

С 1998 года вы работали на всех Олимпийских играх, а также на многих крупнейших мировых спортивных форумах. То есть прошли и огонь, и воду. А когда зазвучали медные трубы?

Медные трубы — это не про меня. Самое забавное, что меня регулярно путают с коллегами — Василием Уткиным и Владимиром Соловьевым, а также Василием Стрельниковым и Тимуром Родригезом. Этот квартет «преследует» меня везде. Спасает юмор. Но, если честно, мне очень нравится, когда меня узнают. Кажется, что не зря работаю. Учитывая небольшой пул, в котором я существую — из “НТВ-плюс” и зрителей спортивных новостей на канале НТВ, — я давно ориентируюсь на то, что мне скажут коллеги, как оценят мою работу. Обычно это Анна Владимировна Дмитриевна. То есть насколько она довольна процессом, настолько я спокоен. А также моя мама, которая смотрит вообще все и во время трансляций даже пишет эсэмэски. Иногда друзья реагируют, тоже шлют электронные послания с комментариями.

Критику спокойно воспринимаете?

Очень расстраиваюсь, нервничаю. Бывает, что даже выпускаю «пар» на посторонних.

Слово — не воробей, поймают — вылетишь. Вы помните свои оговорки?

Если это трехминутный выпуск новостей, то из-за каждой оговорки начинаешь дергаться, а если это пятичасовая трансляция, есть время и ошибиться, и самому себя поправить. Самая ужасная оговорка в моей жизни случилась, когда после завершения зимнего сезона я сел комментировать прыжки в воду. Спортсмены, готовясь к выступлению, идут вдоль бортика бассейна, а я говорю: «Что ж, пока участники соревнований не вышли на лед…». Что тут поделать? Начинаешь извиняться, а самого при этом душит смех. В общем, стараюсь переводить все в шутку.

О Вашей любви к фигурному катанию не знает, наверное, лишь тот, кто никогда не смотрел спортивные программы и выпуски новостей. Также известно и о Ваших теплых чувствах к бильярду. А когда и чем покорил гольф?

Так случилось, что все хорошее в моей жизни — от мамы. Это касается и образования, и работы, и многого того, что я знаю и умею. Я пришел работать на телевидение, и началась другая жизнь, без которой, как стало ясно по прошествии пятнадцати лет, невозможно. Так случилось и гольфом. Именно мама обратила мое внимание, что в редакции скопилось много кассет, на которых оказались очень интересные программы, присланные из IMG. Это был 1994 год. Начал просматривать материал, сначала было непонятно, но постепенно втянулся. Потом узнал, что на улице Довженко уже давно открыт первый в России гольф-клуб, а в Нахабино достроен и второй. Тогда стало ясно, что о гольфе можно и нужно рассказывать, потому что в этом спорте есть немало интересного и есть те, кому это интересно. И абсолютно очевидно, что если гольф в мире развит настолько, насколько он развит, то у нас есть обязательный минимум, чтобы показывать хотя бы самые значимые соревнования, без этого мы не будем полноценным спортивным каналом. И с 1996 года “НТВ-плюс” постоянно покупает права на трансляцию British Open, а также другие мейджоры и розыгрыш Ryder Cup. Не могу сказать, что влюбился в гольф с первого взгляда. Чувства пришли постепенно. С наращиванием знаний и пониманием того, насколько атмосфера игры драгоценна и хрупка, и как люди относятся к этому виду спорта.

«Не ропщите на телевизор, делайте телевидение сами», — говорит Василий Соловьев. Вот уже три месяца на «НТВ-плюс» раз в неделю выходит Ваша авторская программа «Гольф. Играют все!». Какой путь был преодолен от идеи до реализации этого проекта, и благодаря кому он состоялся?

Дело в том, что раньше у меня на “НТВ-плюс” была маленькая «повинность» в виде еженедельного тележурнала журнала Golfing World, также производства IMG. Нужно было перевести и озвучить. Со временем я устал рассказывать про не самых известных широкому кругу людей и отказался. А спустя пару лет оглянулся и понял, что нашему зрителю нужно рассказывать совершенно другие новости гольфа, в другом стиле, и что вокруг происходит так много интересного с точки зрения гольфа, что моментально захотелось сделать что-то самому. В прошлом году я уже твердо знал, что именно надо делать. Александр Борисович Ярунин пытался помочь мне найти спонсоров на будущую программу. Увы, московский гольф-сезон пролетел очень быстро, а мы так и не успели осуществить задуманное. Более того, начался кризис. После чего я понял, что с апреля начинаю готовить программу сам, а уж потом буду думать, кто меня поддержит. Так и получилось.

То есть концепция программы полностью ваша? Например, интеллектуальный гольф… Вообще из каких рубрик состоит передача, кто ее главные герои?

Интеллектуальный гольф я придумал два года назад для передачи на радио «Спорт». Что касается рубрик и гостей… Есть серия уроков со звездами и без – первые ознакомительные уроки я делал с Николаем Афанасьевым. Также, чтобы привлечь внимание телезрителей, я пригласил освоить азы гольфа Антона Комолова, Оскара Кучеру и Михаила Шаца, и другие мои звездные друзья просто в очереди стоят — все хотят играть в гольф, а их просто никто не привлекает к тренировкам. Еще есть сюжеты о правилах, истории гольфа, обычаях и традициях, интервью с интересными собеседниками, новости гольфа со всего света, анекдоты в исполнении харизматичного Александра Добровинского, а также советы в выборе инвентаря, которые дает Леонид Спиридонов. Одним из первых гостей был наш прославленный теннисист Евгений Кафельников, который поражает меня до глубины души своей увлеченностью гольфом.

Самое главное, что сейчас я готов делать эту программу, потому что все эти люди в той или иной степени мои друзья, и мы просто получаем удовольствие — вы только посмотрите на недавний ролик Спиридонова, ухохочетесь, как мы работаем.

Сезон подходит к завершению. Это означает, что программа также «уйдет» на «зимовку»?

Ни в коем случае. Во-первых, наши британские коллеги из R&A предложили ряд программ собственного производства: о правилах, этикете и т.д. Так что с удовольствием будем их показывать. В плане новостей тоже нет проблем, так как игра не прекращается круглый год. Что касается интервью и игровых сюжетов, то мы продолжим их снимать, но в Турции.

Как Вы думаете, специализированная программа о гольфе может «вырасти» до самостоятельного гольф-канала?

Была такая мысль. Но это вопрос специализации телевидения. Кстати, еще в прошлом году это хотел сделать Игорь Малышков. Не получилось. Очень дорого. Потом, не так просто найти такое количество компетентных журналистов и комментаторов, разбирающихся в проблеме и умеющих грамотно и человеческим языком говорить в прямом эфире. Как правило, на их подготовку уходят годы.

Передача называется «Гольф. Играют все!». Когда состоялся Ваш переход от теории к практике?

Признаюсь, я несколько ленив и у меня нет «практического сумасшествия». Руководство Московского городского гольф-клуба приглашало меня на занятия еще лет восемь назад, но первые уроки я взял лишь в прошлом году. Надеюсь, что эта ситуация изменится, когда у меня будет немого другой ритм жизни.

Так гольф для вас — работа или хобби? Следите за тем, что происходит в мире гольфа вне рамок передачи?

Даже работа для меня хобби! Чтобы из-за врожденной лени не упустить какие-нибудь события в мире гольфа, я и решил делать передачу! Вот такая сложная взаимосвязь.

Что в уходящем сезоне больше всего запомнилось?

Финал British Open. Так получилось, что в тот день я сам по себе был несколько в растревоженном состоянии, да еще так отчаянно хотел, чтобы Том Уотсон победил, что когда в плей-офф стало ясно, что Серебряный Кувшин получит Стюарт Синк, очень расстроился. Турнир закончился, а я все «переваривал» произошедшее, думал, анализировал, как же так вышло. Кстати, для комментаторов одна из самых непростых ситуаций возникает именно тогда, когда ты за кого-то сильно «болеешь» и все вроде бы закономерно движется к победе, но в последнюю секунду не получается. И тогда не знаешь, что говорить и как с этим справится.

Давайте вернемся к музыке. Наверное, каждый вид спорта можно сравнить с каким-нибудь музыкальным инструментом. Гольф — это…

Я бы сравнил гольф не с конкретным музыкальным инструментом, а с… Моцартом. Музыка Моцарта сама по себе непостижимая вещь. Она может быть легкой и в то же время насыщенной, она пленяет и абсолютно простых людей, и «гурманов». Если ты хочешь ее понять, надо пропустить ее через себя, пережить. Хотя я считаю, что все аллегории по большей части надуманы. Если без лирики, то я просто восхищен гольфом, который владеет столькими умами во всем мире. Зная все существующие виды спорта, я просто не могу назвать никакой другой, который был бы столь же прекрасен, чист и традиционен во всем. Люди демонстрируют красоту игры, красоту жизни, красоту взаимоотношений. Высшее воплощение спорта в чистом виде. Поэтому хочется просто сказать всем, кто им занимается и интересуется: «Большое спасибо!». Что я и делаю в конце каждой трансляции.

Беседовала Елизавета ПИВОВАРОВА

Все материалы раздела «Интервью»



И снова навигация

© 2007 Василий Соловьев. Все права защищены.

Создание сайта — Элкос