Проекты

«Самолюбование — неотъемлемая часть работы комментатора» (сайт ntvplus.ru)

1 октября 2009 года

Спортивная редакция сайта НТВ-ПЛЮС продолжает серию интервью с комментаторам спортивных каналов телекомпании. Василий Соловьёв рассказывает о своих первых шагах на телевидении, любви к спорту и новых творческих проектах.

Дата рождения: 21 августа 1975 года

Родной город: Москва

Образование: Высшее

На НТВ-ПЛЮС: Со дня основания

Виды спорта под комментарий: фигурное катание, гольф, бильярд (возможны варианты)

Командные и личные предпочтения в спорте: только личные! (команда – это бренд, и быть фанатом «Спартака» равноценно поклонению McDonalds, Coca-Cola или, как принято большинством жителей России, «ГазПрому» или ФСБ). Мои кумиры – это Тайгер Вудз, Эфрен Рейс, Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, Игорь Бобрин, Курт Браунинг, Зинедин Зидан, и еще много-много других достойных людей.

Самое яркое событие в комментаторской карьере: «карьера» — страшное слово. За время сидения на комментаторской случалось многое – и по-хорошему яркое, и по-плохому. Хорошее – это олимпийские игры в Турине, The Open в Saint-Andrews, Гран-при в Париже. Плохое – это когда навалял в репортаже и сидишь грустный, так как стыдно перед зрителями, фигуристами и мамой.

Хобби: работа на телевидении.

Семейное положение: у меня прекрасная семья, в которой пока нет ни супруги, ни детей. В обществе это называется унизительным словом «холостой».

Вы выросли в очень интересной и творческой семье, поэтому не удивительно, что стали продолжателем славных традиций. Но все же, что (а, может быть, кто) окончательно повлияло на Ваш выбор при поступлении в Музыкальное училище при Московской Государственной Консерватории?

Я не знаю, как так получается, но обстановка в семье была такова, что я даже не представлял себе, кем я еще мог быть, кроме пианиста. Когда с четырехлетнего возраста ты занимаешься только музыкой, при довольно легкомысленном отношении к обязательным предметам от математики до литературы, то так или иначе ограничиваешь свои возможности. Сейчас я понимаю, что благодаря тем знаниям, что в меня вкладывали мама и бабушка, а также тем ощущениям творческой и свободной жизни, что мне дарили все мои родственники и их друзья, я имею больший потенциал, чем от школьного образования. Впрочем, кто его знает?! Может, и стоило учить химию.

В общем, поступал в «Мерзляковку», как к себе домой, то есть, занимался обычным для себя делом: играл на рояле, пел сольфеджио, писал музыкальные диктанты. Даже когда я уже работал в Останкино на НТВ, я еще искренне верил, что мое настоящее – это именно фортепиано и сцена. В чем-то я оказался прав: на сцене, на арене, на людях так или иначе я нахожусь постоянно, а на рояле играю почти ежедневно. Моцарт, Бетховен, Рахманинов, Бах и Джоплин с Брубеком – мои кореша.

Второй вопрос связан с первым. Несмотря на ординарность, не задать его не могу. В 1994 году Вы пришли в спортивную редакцию НТВ-ПЛЮС. Расскажите немного об этом своем решении. Что подтолкнуло, почему?

Знаете, я жертва обстоятельств и, чаще всего, не иду против течения. Если бы моя мама не предложила мне поработать на лето в новой спортивной редакции НТВ, то я, вероятно, никогда б и не задумался об этом. Я никогда не работал до того момента и даже не собирался. Но для меня прийти работать в спортивную редакцию НТВ не было каким-то ответственным решением, ведь всех тамошних (или тутошних) работников я знал и лично, и по многочисленным рассказам: и Анну Дмитриеву, и Алексея Буркова, и Серегу Бабаева, и Евгения Майорова.

Когда я оказался на телевидении, оказалось, что оно функционирует не сложнее «Стейнвея». Особенно в те годы, когда настоящая жизнь в Останкино только начиналась. Это сейчас все такие важные, прямо ученые телеэфира, а тогда это была веселая игра. Правда, некоторые в нее, пожалуй что, заигрались. Слава Богу, нашего спортивного канала, не имеющему к политике вообще никакого отношения, все эти игры практически не коснулись. А я, зайдя в комнату на восьмом этаже останкинского телецентра, ни разу не помышлял о том, чтобы заняться каким-нибудь другим видом деятельности. Я свободен и увлечен.

Если заглянуть в дипломы многих спортивных комментаторов, обозревателей, журналистов, то чаще всего окажется, что это люди с «нежурналистской» корочкой. Как думаете, почему так получается, и что становится определяющим в выборе профессии спортивного обозревателя (комментатора и т. д.)?

Любовь. Любовь к спорту. Желание рассказать о том, что чувствуешь, что знаешь. Высший класс – это когда ты не говоришь о своих чувствах прямым текстом, а даешь понять зрителю через настроение, аллегории, шутки или даже молчание.

Комментатор – такая же общая работа, как и политик, оратор, ведущий. Где этому учат? В театральном? МГИМО? Высшей партийной школе? Комментатор – это, вообще, не журналист. Пианист – это не теоретик и не композитор. Научить играть так, чтобы зал затих и было слышно, как летит муха (откуда она, кстати, в Большом Зале Консерватории?), невозможно. Можно дать технику, азы, понятия о гармонии и музыкальной литературе, но научить любить музыку нельзя. Так и с этой работой, мне кажется. Я знаю множество журналистов, которые не умеют разговаривать. Либо в глаза не смотрят, либо запинаются и сбиваются. Писать и говорить – это совсем разные вещи. И я знаю некоторых блистательных рассказчиков анекдотов, которые вряд ли напишут хорошее школьное сочинение. Я рассказчик анекдотов – это однозначно, хотя недавно, как мне кажется, я и писать немного научился.

В общем, образование для комментатора является необходимым минимумом культурных и практических знаний, чтобы быть интересным собеседником. Говорят, самый интересный собеседник – это мы сами. Так вот, некоторые комментаторы умудряются эту закономерность нарушать, потому что их действительно слушают.

Как сформировалась Ваша манера комментировать? Некоторые говорят, что учиться нужно исключительно у западных коллег, другие утверждают, что понять глубину спорта и воплотить эту самую глубину в слово могут только бывшие профессиональные спортсмены, третьи заверяют, что необходимо брать ото всего понемногу. Каково Ваше мнение по этому поводу?

Это правда. Понять всю глубину могут только сами спортсмены. Одним словом, одним примером они могут выразить остроту момента и обосновать свою уверенность в правильной оценке. Именно поэтому комментарий Дмитриевой, Метревели, Чен и Маслаченко – это необсуждаемые величины. Когда Тарасова превращается в комментатора, то некто Василий Соловьев просто растворяется. Во мне нет тогда никакого смысла, кроме подношений (не подарков, естественно, а снарядов – информации, протоколов, исторических фактов, подушки и чая). Я могу лишь поддержать темп трансляции, когда Татьяне Анатольевне становится скучно. Ей тесно в рамках комментаторской позиции. Мир должен жить ее ритмом. Приходится в эти моменты либо а) опускать Татьяну Анатольевну на землю, либо б) просто заполнять паузу. Но она быстро включается, так как я ей умело подкидываю интересные и, порой, спорные темки.

Что касается моего собственного стиля, ведь далеко (далеко-далеко) не всегда рядом в комментаторской есть коллега из числа профессиональных спортсменов, то я не знаю, какой у меня стиль. Вот, я тут сидел в компании хороших друзей, где была одна прекрасная гостья. И мне очень захотелось им всем, но ей – особенно, рассказать о турнире по гольфу The Open Championship, тем более что они все, но она – особенно, проявляли интерес к данной теме. И я рассказывал. О том, какие рекорды бил в старину Том Уотсон. Каким великим чемпионом он был. Как чтят ветеранов на таких турнирах, и как все радовались его, казалось бы, случайному успеху в первый день. И как весь мир хотел, чтобы Том Уотсон выиграл этот турнир в последний день. И как он проиграл одним ударом, а мне из-за этого хотелось чуть ли ни плакать. И какие нелепые слова сказал в интервью победитель Стюарт Синк, и как я (гордыня – это не только мой грех) здорово на эту нелепость отреагировал. Собственно, вот он и план: стартовая информация, интересные факты, интрига, эмоции, развязка, юмор и самолюбование*. Если все успешно замешать, то получится отличный комментарий. Главное – это ни с чем не переборщить.

*Самолюбование – это неотъемлемая часть подобной работы. Телевизионный работник без тщеславия, как женщина без кокетства. Скучно.

Спектр соревнований, которые Вы комментируете, достаточно широк. Но большинство знает Вас, прежде всего, как комментатора фигурного катания. А между тем, вы освещаете и гольф, и бильярд, и прыжки в воду и т. д. Как для Вас складывалась эта конструкция видов спорта?

Все очень практично. Изначально никакой романтики. И только по прошествии стольких лет понимаешь, что по-другому и быть не могло.

Фигурное катание началось в тот момент, когда я всего лишь вызвался съездить в Санкт-Петербург поснимать олимпийские портреты. Выяснилось, что сделать это никому недосуг. А так как я находился у истоков нашего спортивного канала, то поле было не паханным и оставалось только вгрызаться в материал. Как Вы понимаете, отказаться от погружения в тему при общении с такими людьми, как Москвины, Тарасова, Мишин, Урманов, Бережная и Сихарулидзе, было просто невозможно. Уже через несколько месяцев я попытался прокомментировать пятиминутное саммари на олимпийских играх и провалился с треском. Меня это задело, и к наступающему сезону я был готов эмоционально. Причем меня не смущали ни критика в интернете, ни насмешки фигуристов, ни суровый взгляд Федерации фигурного катания, ни возможная конкуренция, ведь «фигурка» – один из популярных видов спорта, его просто так не отдают. Видимо, моя уверенность и отчетливое понимание того, что впереди длинный-длинный путь уроков, познаний и неприятных уколов, постепенно заставили замолчать злопыхателей, а возможных конкурентов сдаться без боя. Теперь для меня существует только два цензора – Анна Дмитриева и моя мама. Остальное, включая довольно серьезные творческие трения с Татьяной Тарасовой – это путь познания. Если я, съев гордость, соглашаюсь, что был не прав в принципиальном споре, то через довольно короткое время я понимаю, насколько богаче стал мой багаж.

Гольф был первым видом спорта, которым я занялся в нашей редакции. Это было в 1994 году. От английских коллег нам приходило огромное количество материалов, на которые невозможно было не обратить внимания. Мы поехали в гольф-клуб на улице Довженко с моим товарищем Геной Клебановым, и сделали получасовую передачу о гольфе для НТВ. Затем Генка более серьезно занялся единоборствами и борьбой, а все программы, трансляции и важные сюжеты о гольфе на нашем канале я стал готовить один. Тему гольфа на НТВ-ПЛЮС веду только я. Почему-то никто не хочет заниматься этой темой безвозмездно. Из-за того что некоторые чиновники для собственной наживы пиарили гольф, как вид спорта для миллионеров, он практически превратился в России в островок тщеславия. Действительно, к нему обратили свои взоры некоторые миллионеры, которые могут позволить себе членство в клубе за сотни тысяч евро. А простые люди даже не знают, что можно взять напрокат клюшку и мячики за пятьсот рублей и пойти потренировать свой удар на так называемом драйвинг-рейндж (driving range), а также воспользоваться за три тысячи рублей услугами тренера. Ничем не дороже, чем в таком популярном у нас теннисе. Обратным концом той самой палки оказалось то, что прикормленные журналисты не хотят снимать передачи и писать статьи о гольфе, если им не дают денег. НТВ-ПЛЮС – единственный канал, который интересуется гольфом, как видом спорта, и это с 1994 года.

Ну, а бильярд – это мое спасение. Я играю в него с 1996 года. В какой-то момент успехи были впечатляющими, но как человек ленивый я остался всего лишь продвинутым любителем. Зато с моим коллегой Александром Алфимовым мы чувствуем настоящее голодание, если долго не комментируем бильярд. Если бы можно было бы выпускать в эфир по трансляции каждую неделю, то мы бы были самыми счастливыми сокомментаторами на свете, но сейчас, видимо, не время. Подождем.

Расскажите немного о Ваших «неспортивных» творческих проектах. Кажется, что их настолько много и они настолько разнообразны, что глаза разбегаются…

Не так уж их и много. Я их разделяю на три части: участие, продюсирование и сочинительство. Изредка они пересекаются.

Участие – это различные съемки, добавляющие жизни любого творческого и коммуникабельного человека общения и испытания. Сниматься в кино здорово. Участвовать в различных программах – тоже. Это все равно что попасть в новую компанию. Главное – это не соглашаться на глупые или вызывающие проекты. Но бывает и такое. Самыми страшными испытаниями являются программы по типу «Слава Богу, ты пришел», где надо постоянно импровизировать, да еще и в одиночку. На одной я еще кое-как справился с задачей, а на второй заход, честно говоря, оплошал. Но иногда стоит побыть дураком, поверьте. Отрезвляет (см. выше про «самолюбование»). Также к разделу «участие» я бы отнес работу на различных серьезных и легкомысленных мероприятиях, как праздничных, так и протокольных. Иногда оказывается, что вменяемый ведущий с возможностью импровизировать, в том числе, на английском языке – это большая редкость.

Продюсирование – это подготовка каких-либо проектов на различной стадии. Я люблю соединять людей. Мне это доставляет искреннее удовольствие. Если после того, как я соединил заказчика и исполнителя, они сняли фильм, то я буду искренне рад, если даже эти мерзавцы меня не поблагодарят. Люблю придумывать проекты, мероприятия, концепции. Не всё получается, но здесь я нахожусь, если честно, на самом старте. Мы даже сняли в моими друзьями художественный фильм, съездили с ним на Берлинский кинофестиваль, потом наше кино каким-то нелепым образом выкинули из проката. В том проекте я исполнял всего лишь финансовую роль, но зато получил неоценимый опыт в кинопроизводстве и, как выяснилось, человеческих отношениях. Так как мы договорились не упоминать спортивные проекты, то о своей продюсерской роли в программах о гольфе и фигурном катании я многозначительно умолчу.

Сочинительство – самая аморфная часть моей жизни. Да, я пишу, но не знаю, зачем. Это никогда не приносит денег и всегда мешает другим моим делам. Я искренне хочу написать свою книгу, но почему-то участвую в чужих. А последнее сочинение, видимо, безвозвратно застряло в сломанном винчестере (я непредусмотрительно не сделал резервной копии – как такое могло получиться, я объяснить не могу). В общем, статьи, сюжеты, рассказы, может быть, нечто большее всегда можно найти на моем сайте.

В беседах с комментаторами спортивных каналов НТВ-ПЛЮС порой выясняются удивительные вещи: кто-то прыгает с парашютом, кто-то участвует в гонках, кто-то диссертацию мечтает написать. У вас есть какие-то необычные (возможно, экстремальные) увлечения?

Я люблю играть в мафию. Я еще тот психолог, но мне нравятся ощущения, которые эта игра дарит. И мне нравится общаться с теми людьми, с которыми мы играем. Я люблю быть мафией. Мне нравится ночью кого-нибудь грохнуть. Выбираю с кровожадным вожделением. Вот так мне нравится общаться с моими друзьями-приятелями.

Еще мы с товарищем ходим стрелять в тир. Берем пушки побольше, чтобы бухало на всё помещение. Мишень берем какую-нибудь беззлобную и патронов побольше. Ценим кучность и эффектные комментарии. Мишени выбрасываем, чтобы не выглядеть дилетантами.

Я фотографирую много. Катаюсь на коньках. Люблю гулять по городу, особенно сейчас, когда пересмотрел свой транспортный вопрос. А вообще, я не вру, когда говорю, что мое главное хобби – это работа. Там я и занимаюсь экстремальными увлечениями. Например, могу ради идеи зависнуть в монтажке до утра. Просто делал ролик. Все равно дома никто не ждет.

У Вас есть собственные Интернет-ресурсы, которые, уверена, также отнимают немало времени. Сложилось ощущение, что Вы стараетесь поддерживать постоянный живой контакт с зрителем. Насколько это важно для Вас и для освещения спорта в целом?

Я, кстати, сейчас буду снова занимать более активную позицию в плане собственных сайтов и блогов. Во-первых, я хочу возобновить проект «Невероятные новости спорта». Именно из-за винчестера, вместе с которым сгорели многие мои заметки, я на время застопорился. Во-вторых, я собираюсь расширить свою базу данных фигуристов с помощью нового ресурса, где будет огромное количество анкет, результатов и видеоматериалов о фигурном катании. В-третьих, под мой новый проект о фигурном катании я, скорее всего, открою новый портал, чтобы расширить аудиторию. Не секрет, что у многих болельщиков нет НТВ-ПЛЮС, но я бы хотел, чтобы они тоже принимали участие в жизни нашего канала – интернет-аудитория фанатов фигурного катания очень деятельная и информированная. Думаю, мы сможем быть обоюдно полезны друг другу. Мне не хочется, чтобы гипотетический болельщик писал на каком-нибудь форуме «Соловьев — дурак». Всем гораздо полезнее, когда он же пишет на моем форуме «Василий, Вы не правы». И я могу избавиться от некоего заблуждения, и человек не копит в себе злобу.

В-четвертых, благодаря моему персональному сайту я нашел своих дальних родственников. Они искали в поисковике информацию о предках и натолкнулись на мою статью о дедушке. Теперь у меня новые родственники, всякие родословные, фотографии и интересная переписка. Это так занимательно!

Приоткройте немного занавес: если ли еще какие-то проекты, которые Вы планируете осуществить в ближайшее время?..

Сейчас мы стартуем с проектом о фигурном катании. Несколько новых рубрик, которые не были еще испытаны на нашем телевидении.

1. Разборы полетов с судьями. Самые интересные программы будут обсуждаться с точки зрения правильности судейства. Мне будут помогать ведущие судьи и технические специалисты в России. Перед олимпийскими играми это особенно важно.

2. Сюжеты о школах фигурного катания по всей стране. Мы просто будем рассказывать, где кто тренируется и в каких условиях. Кому из фигуристов не дают жить хоккеисты и почему на катке дети задыхаются от выхлопов заливочной машины.

3. Всякие портреты и исторические выступления, а также сюрпризы в виде конкурсов с призами и многое другое. Очень хочется провести отдельной нитью тему о наших возможных призерах игр в Сочи-2014. Этот проект, скорее всего, займет большую часть моего рабочего графика.

В следующем году хочу выйти на новый уровень производства и разнообразия в программе о гольфе. Весьма вероятно, что к этому виду спорта добавятся кое-какие еще похожие по духу и стилю. Также мы с друзьями замыслили кино и парочку клипов, но сначала надо разобраться с незавершенными проектами. Я люблю, когда творение видит свет. Пусть даже это свет одного экрана. Я своего зрителя знаю. Да, мама?

Ссылка

Все материалы раздела «Интервью»



И снова навигация

© 2007 Василий Соловьев. Все права защищены.

Создание сайта — Элкос